Авианосцы изо льда собирались с опилками на войну

Никто не может сказать точно, на что походили бы готовые авианосцы-айсберги… (фото с сайта www-old.aad.gov.au).

Когда союзники готовились к высадке в Европе, они всерьёз рассматривали проект постройки флота огромных авианосцев изо льда. До сих пор немало тех, кто считает, что эта затея была чистым безумием, как и тех, кто полагает её оригинальной и разумной технической идеей.

Не вполне ясно, кто первый это придумал, но известно, что идею айсбергов-аэродромов обсуждали в 1942 году премьер Уинстон Черчилль и лорд Луи Маунтбаттен (Louis Mountbatten), глава «Объединённых операций», британской организации отвечающей за развитие наступательного вооружения.

Первоначально речь шла о простом «спиливании» верхушек айсбергов, оснащении их двигателями, системами связи и направлении в театр военных действий с группой самолётов на борту.

Нужно заметить, что столь экстравагантная идея родилась в период, когда промышленность союзников, особенно Великобритании, испытывала острую нехватку ресурсов, в первую очередь – стали. В то время как потребность в судах только росла.

Замёрзшая вода представлялась дешёвым и неограниченным ресурсом. Как бонус – такой авианосец был бы непотопляем, так как целый град бомб и торпед не мог бы разбить крупный айсберг на куски, а лишь оставлял бы на нём выбоины.

…Возможно, что они напоминали бы этот проект «большого Аввакума» (рисунок с сайта de220.com).

Таяние такого «корпуса» не стало бы проблемой в операции, которая могла занять считанные дни или недели, к тому же – немного замедлить его можно было с помощью мощных холодильных установок.

Чуть позднее идея трансформировалась. Британский инженер и учёный Джеффри Пайк (Geoffrey Pyke), сотрудник ведомства Маунтбаттена, предложил собирать боевые корабли из замороженных ледяных блоков, встраивая в конструкцию трубы холодильных установок.

Пайк экспериментировал с любопытным материалом, названным коллегами-учёными в его честь – пикрит (Pykrete), и представлявшим собой замороженную смесь воды и целлюлозы (фактически — мелких опилок). Оказалось, что этот лёд был многократно прочнее обычного, да ещё в несколько раз медленнее таял.

Идею этого материала подсказали британцам некие американские профессора. Но, как бы то ни было, именно Пайк довёл замысел до готового проекта и даже – реального корабля.

Прежде, впрочем, лорд Маунтбаттен принёс (это было в 1943 году) блок пикрита на конференцию союзников в Квебеке. Рядом он поставил такой же по размеру блок обычного льда. Затем достал револьвер и дважды выстрелил.

Обычный ледяной куб разлетелся на мелкие кусочки, а от пикрита пуля рикошетировала (куб остался цел), ранив (к счастью, несильно) одного из присутствующих. После такой наглядной демонстрации американцы согласились участвовать в проекте.

Современная реконструкция стрельбы лорда Маунтбаттена. После выстрела от блока пикрита откалывается кусок, от такого же блока льда – не остаётся ничего (фото с сайта geocities.com).

Этот ледяной корабль был построен в Канаде, на озере Patricia Lake в провинции Альберта, причём было лето, что и требовалось для испытаний как технологии строительства, так и самого судна.

Называлось оно «Аввакум» (Habakkuk), в честь пророка из Ветхого Завета, который сказал: «Видят народы и крайне удивляются! Поскольку работа, что делается в ваши дни такова, что вы не поверили бы, если бы кто-то про это сказал».

Корабль с остовом из деревянных балок и наполнением из ледяных блоков (стабилизированных тремя небольшими холодильными установками и сетью трубок) насчитывал 18,3 метра в длину, 9 с лишним метров в ширину и весил 1,1 тысячи тонн. Его создание силами 15 человек заняло два месяца.

Строительство судна Habakkuk. Укладка первого слоя блоков. Дополнительная теплоизоляция была сделана из хвойных иголок (фото с сайта с сайта de220.com).

Боевые же ледяные авианосцы должны были иметь длину 1,22 километра и ширину 183 метра. Их водоизмещение должно было составлять несколько миллионов тонн.

Специалисты посчитали, что трудо- и денежные затраты делали такие корабли очень даже не дешёвыми, несмотря на кажущуюся бесплатность льда. К тому же, для целлюлозного наполнения блоков пикрита, в случае строительства целого флота подобных авианосцев, о чём военные так увлечённо говорили вначале, потребовалось бы свести едва не все леса Канады.

Новый слой пикрита и система охлаждения (фото с сайта с сайта de220.com).

Когда Habakkuk гордо поплыл по канадскому озеру (а это было в августе 1943 года) ситуация на европейском театре военных действий понемногу стала разворачиваться в пользу союзников. Недолго подумав, от ледяного флота отказались.

Впрочем, проблемы с нехваткой металла ещё не ушли в прошлое окончательно. Не зря же в высадке союзников в Нормандии, среди сонма разных судов, принимали участие и бетонные баржи.

Деревянные же и железные останки Habakkuk в 1970-х годах нашли на дне Patricia Lake аквалангисты.

А, может быть, имеет смысл в отдельных случаях строить ледяные суда, как вы считаете?



Армия США будет бросаться камнями-шпионами

30 мая 2005

Simnuke — имитация взрыва-гриба к юбилею ядерного оружия

26 мая 2005

Шпион-бидон снимает террористов из-под земли

19 мая 2005

Виртуализация города берёт: с 3D-моделью легко в бою

5 мая 2005

Следующий «Хаммер» будет гибридным

22 апреля 2005
  • Врэж Багратуни  8 февраля, 09:17
    Пикрит
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  8 февраля, 11:35
    Что вы хотели этим сказать? Что это — пикрит — там и так написано. И?
    В комментарии можно было написать — «Авианосец». — И ждать ответа.
    ОтветитьНравится
  • Антон Брандт  8 февраля, 09:51
    тому, кто откопал эту статью, огромное спасибо. прочел с удовольствием
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  8 февраля, 11:32
    Что значит «откопал»? Она нигде закопана не была. Она была просто написана. Разумеется, с использованием нескольких англоязычных источников информации.
    ОтветитьНравится
  • Антон Брандт  8 февраля, 11:48
    Леонид, я никоим образом не обвинял вас в копипасте и плагиате, это адресовалось первонахеру в этой теме, именно благодаря его невнятному комменту, я зашел сюда и прочел статью
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  8 февраля, 11:59
    Аа, теперь понял. Извините.
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  8 февраля, 12:06
    «..благодаря его невнятному комменту, я зашел сюда и прочел статью»

    Алеку Грину тогда стоит сказать большое спасибо! Хотя всё равно коммент мог бы быть и более развёрнутым.

    В этой связи интересный вопрос: продвижение в массы старых материалов, не потерявших интерес/актуальность с годами.

    Если кому-то это интересно, можно провести эксперимент. Кто из постоянных читателей находит что-то любопытное в статьях прошлого — плиз, постите там, либо здесь, комментарии со ссылками. Делитесь «открытиями».

    Любопытно, какие материалы таким образом всплывут. Заранее спасибо.

    ОтветитьНравится
  • Антон Брандт  8 февраля, 12:12
    Полностью поддерживаю. Отличная идея. Так и поступаю иногда, но там уж как повезет, откомментят вслед за мной или нет)
    ОтветитьНравится
  • Врэж Багратуни  8 февраля, 20:46
    Я здесь часто так поступаю, дабы просто привлечь форумчан к очень интересной теме. Я люблю копатся в старых ссылках. Многие из них и сегодня не менее интеренсы чем и при первом выпуске. Жаль, я это делаю очень поздно в свои бессоные ночи. Поэтому, мои знаки привлечения внимания часто неудачны. Народ обычно уже дрыхнет в столь позднее время.
    ОтветитьНравится
  • Врэж Багратуни  8 февраля, 20:49
    Интересно бы коллективно обсудить, а к чему полезному ещё можно применить этот пикрит?
    ОтветитьНравится
  • Врэж Багратуни  8 февраля, 20:51
    Например, использовать их при постройке станций на Марсе, на Луне и вообще там в космосе, где есть низкая температура и вода, лёд...
    ОтветитьНравится
  • Генки Умайоши  8 февраля, 20:55
    Откуда на Марсе опилки?
    ОтветитьНравится
  • Антон Брандт  8 февраля, 21:03
    будем яблони пилить)
    ОтветитьНравится
  • Врэж Багратуни  8 февраля, 21:51
    Варварство какое. Яблони должны цвести. Ведь так в песнях поётся.
    Вот когда там будет Вишнёвый сад. То не грех его немножко, совсем немножко порубать. Украсим их ветками сакуры наши дома. На луну в такие сады переведут все земные хоспилсы, дома для престарелых. Тюрьмам и дурдомам тоже там нашлось бы места. Казнить тоже будут на Луне. Ведь на Земле казни уже запрещены.
    ОтветитьНравится
  • Антон Брандт  9 февраля, 04:45
    Перееду в лунный хоспис на пмж.
    Пониженная гравитация самое то, что мне надо
    ОтветитьНравится
  • Врэж Багратуни  8 февраля, 21:02
    Вырастим там из семечек. Это ж лучши, чем таскать туда бетонные блоки и кирпичи.
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  8 февраля, 21:26
    Кирпичи на Луне ( www.membrana.ru/particle/13459 ) и Марсе ( www.membrana.ru/particle/453 ) будут свои, из местного сырья. А вот яблони ещё нужно будет вырастить.
    ОтветитьНравится
  • Врэж Багратуни  8 февраля, 21:46
    Ну, тогда не знали, что на луне есть вода и из них можно в мгновение ока создать кирпичи любой конфигурации и прочности.
    А эти лунные кирпичи и на земле бы сгодились.
    ОтветитьНравится