Олени Европы все еще помнят о "железном занавесе"

Олени в лесу

Автор фото, AP

"Железный занавес" пал 25 лет назад, но судя по всему, оленям об этом никто не сказал. Как показало новое исследование, спустя четверть века после падения коммунизма в Восточной Европе олени, живущие в приграничной зоне между Чехией и Германией, по-прежнему не решаются пересекать границу.

Исследователи, изучившие миграцию 300 оленей, пришли к выводу, что они предпочитают оставаться по одну сторону границы.

Один из ученых заявил Би-би-си, что олени далеки от идеологии, "они просто очень консервативны в своих привычках".

В годы холодной войны заграждения из колючей проволоки, через которую был пропущен ток, делали границу между Чехословакией и Западной Германией непроходимой для животных.

На границе тогдашней Чехословакии были установлены три ряда таких заграждений, патрулировавшихся вооруженными пограничниками.

В те годы при попытке бежать через эту границу на Запад были убиты почти 500 человек.

Не жили при коммунизме

"Парк железного занавеса" в Чехии

Автор фото, AP

Подпись к фото,

В чешском парке "Сумава" восстановлен участок границы, каким он был в годы холодной войны

Исследователи следили за миграцией оленей с помощью надетых на животных ошейников, оснащенных приборами GPS-навигации, сигнал которых принимал и обрабатывал компьютер.

Биолог Павел Шустр, руководивший этим семилетним проектом, говорит, что чешские и баварские олени по-прежнему не пересекают границу, хотя теперь это просто лес без каких-либо барьеров или заграждений.

"Было удивительно впервые узнать, что такое вообще возможно, - говорит Шустр. – Но граница для них - по-прежнему на замке, и это надежно разделяет две популяции".

По его словам, это еще более удивительно потому, что средняя продолжительность жизни оленя – 15 лет, и ни одно из ныне живущих животных никогда не видело заграждений советского времени.

Ученые считают, что оленята в первый год жизни следуют за своей матерью и у них вырабатывается постоянный маршрут миграции, вследствие чего ареал их проживания остается неизменным от поколения к поколению.